Редко встречаешь такие книги, в которых хочется подчеркнуть каждый абзац, и которые хочется скорее подарить всем близким. Как быть счастливым, несмотря на жизненные трудности? Что делать с чувством разочарования, печали и обиды? Как справиться со страхом и раздражительностью? Чем полезно сострадание? Лауреаты Нобелевской премии Далай-лама XIV и архиепископ Туту встретились, чтобы отметить восьмидесятый юбилей Далай-ламы и в течение пяти дней ответить на вечные вопросы о счастье, радости и благополучии. Их диалоги стали основой «Книги Радости», в которой два духовных лидера щедро делятся своими знаниями и личным опытом, вдохновляют на перемены и объясняют природу наших чувств и эмоций. Самые близкие нам цитаты из книги — в этом посте.
Материал подготовила: Надежда Назарян
В поисках радости
«Преследование цели или стремление достигнуть чего‑либо не имеет никакого отношения к умению радоваться жизни. Богатство и слава также не приносят радости. Радость живёт в уме человека и его душе, и мы надеемся, что там вы её и отыщете.»
Душевный подъем
«Почему духовные люди всегда рано встают и медитируют? Видимо, это действительно сильно влияет на то, как в дальнейшем складывается их день. Впервые услышав, что Далай‑лама просыпается в три утра, я решил, что за этим последует очередной рассказ о рьяной религиозности, на которую обычный человек не способен. Подумал, что он, наверное, спит по два‑три часа в день. Каково же было мое облегчение, когда я узнал, что он просто очень рано ложится – около семи вечера!»
О бессмысленности наших переживаний
«– Одна из моих медитационных практик описана в трудах древнего индийского учителя, – отвечал Далай‑лама на вопрос архиепископа. – Он говорил, что, переживая трагическую ситуацию, необходимо её проанализировать. И если ситуация безвыходная, беспокоиться нет смысла. В этом заключается моя практика. – Далай‑лама имел в виду буддистского учителя VIII века Шантидеву, который писал: «К чему печалиться, если всё можно ещё поправить? И к чему печалиться, если ничего уже поправить нельзя?»
Счастье от ума
«Когда радость возникает на уровне ума, а не сенсорных стимулов, глубокое чувство удовлетворения остаётся с вами гораздо дольше. Бывает, даже круглосуточно! Именно поэтому я всегда говорю: уделяйте больше внимания радости и счастью ума. Это и есть истинные чувства. Когда вы счастливы на уровне ума, физическая боль уходит на второй план. Но если вы не испытываете радости и счастья на уровне ума, если в вас слишком много беспокойства, страха, от ментального неудобства не избавят даже физический комфорт и чувственные удовольствия.»
Как стать счастливым: четыре принципа
«Продолжительное ощущение благополучия складывается из четырех отдельных мозговых процессов. Первый — наша способность оставаться в позитивном состоянии. Логично, что она напрямую влияет на то, ощущаем мы себя счастливыми или нет. По словам двух величайших духовных лидеров современности, кратчайший путь к этому состоянию — культивировать в себе любовь и сострадание.
Второй процесс отвечает за нашу способность восстанавливаться после негативных эмоциональных состояний. Больше всего меня поразило, что первый и второй процессы совершенно друг с другом не связаны. То есть один и тот же человек может уметь поддерживать положительный настрой и при этом легко впадать в мрачные чувства, с трудом восстанавливаясь после пережитого. Мне сразу стало многое понятно о себе.
Третий процесс — важнейший, но также протекающий независимо от остальных: способность концентрироваться и избегать «блуждания ума». Большинство практик медитации развивают эту способность. Неважно, какой метод вы предпочтете — наблюдение за дыханием, сосредоточенность на мантре или аналитическая медитация, которую практикует по утрам Далай‑лама, – способность к концентрации остается краеугольным камнем «счастливого мозга».
Четвертый, и последний, отвечает за умение быть щедрым. Меня поразило, что для этого выделен особый мозговой процесс. Неудивительно, что мы так хорошо себя чувствуем, если помогаем людям, или когда приходят нам на подмогу, или если наблюдаем, как кто‑то совершает добрые дела (у Пола Экмана это состояние называется благоговением и классифицируется как один из видов радости). Оказывается, научное исследование убедительно доказало, что в человеке природой заложена тяга к сотрудничеству, состраданию и щедрости.»
Радость заразительна
«Но удивительнее всего то, что именно сопереживание помогает нам в первую очередь залечить свои раны. Получается своего рода круг добра, где все извлекают пользу. Чем больше мы сопереживаем, тем больше радости испытываем; а чем больше в нас радости, тем больше возможностей ею поделиться. Наша цель не только в том, чтобы взращивать радость в себе, но, как поэтично выразился архиепископ, «в том, чтобы стать источником радости, оазисом спокойствия, безмятежным водоемом, из которого могут черпать все вокруг». Радость заразительна. Как и любовь, и сострадание, и щедрость.
Итак, быть радостным не значит быть обязательно весельчаком! Речь о более сострадательном, активном и духовном состоянии ума, не вовлеченного в себя, а обращенного к миру.»
Нам нужна любовь
«Учёные давно обнаружили, что без любви человек не выживет. Сразу после рождения мать окружает ребёнка безграничной любовью и заботой. Многие учёные пришли к выводу, что в течение нескольких недель после рождения самое главное для правильного развития мозга — это физическое прикосновение матери. Если с первых дней малыша изолируют, если он остается без матери и её ласки, это оказывает самое пагубное воздействие. Как видите, религия тут ни при чем. Это чистая биология. Нам нужна любовь.»
Как победить раздражительность
«Спросите себя: насколько реальна причина вашего раздражения? Даже если кто‑то критикует вас или нападает на вас, задумайтесь: почему? Ведь этот человек не был вашим врагом с самого рождения. Его вынудили относиться к вам негативно определенные обстоятельства. Причин может быть множество, но, как правило, ваше отношение становится важным усугубляющим фактором, и его нельзя игнорировать. Вы понимаете, что вас критикуют сейчас, потому что в прошлом вы сделали нечто, не понравившееся оппоненту. Когда разберётесь, что сами приложили руку к отрицательному отношению этого человека к вам, раздражение и гнев сразу уменьшатся. Затем вы также осознаете, что по природе своей человек добр и склонен к состраданию и оппонент вовсе не хочет вам зла. Его эмоции родились в результате непонимания или незнания. Его действия — следствие деструктивных переживаний. Вы сможете развить в себе озабоченность, сострадание, даже жалость при виде его боли и страданий: как грустно, что он не может себя контролировать и испытывает такие негативные чувства! И вместо того, чтобы злиться и раздражаться, вы пожалеете оппонента и ощутите искреннюю тревогу о нем.»
Расслабиться и наслаждаться процессом
«К симптомам хронического стресса относят чувство фрагментарности, ощущение, что вы пытаетесь нагнать время и теряете чувство настоящего. Каждый человек стремится к спокойному, радостному состоянию бытия, но оно не возникает в спешке.»
И печаль, и радость
«Мы усердно пытаемся отделить радость от печали, запереть каждое из этих состояний в разные коробочки. Но архиепископ и Далай‑лама утверждают, что они взаимосвязаны. Оба духовных лидера не приверженцы мимолетного счастья, которое также называют гедонистическим: счастья позитивных состояний, не приемлющего грусти и отправляющего её в эмоциональную ссылку. То счастье, о котором они говорят, часто называют эвдемоническим. Его характеризует понимание человеком своей природы, осмысленность, стремление к духовному развитию и принятию всех жизненных проявлений — в том числе неизбежных страданий.»
Надежда как противоядие от отчаяния
«Оптимист исходит из предчувствий, а не из реальности. Нам кажется, что все будет хорошо, или кажется, что все будет плохо. Но надежда основана не на эфемерности чувств, а на твердом убеждении. Я верю, что не бывает абсолютно безнадежных ситуаций. Надежда глубже оптимизма, и это то чувство, которое практически невозможно поколебать. Она рождается не в голове, а где‑то глубоко внутри. Вот там, – он указал на свой живот.
– Причиной отчаяния бывает сильное горе, но отчаяние также может быть защитной реакцией, когда мы испытываем разочарование и душевную боль. Быть безразличным и циничным проще, спокойнее для нашего «я», ведь в отличие от надежды безразличие и цинизм не требуют демонстрировать уязвимость и рисковать. Выбирая надежду, мы выступаем вперед и подставляем грудь стихии и воющему ветру, но знаем, что со временем гроза утихнет.
Надежда – противоядие от отчаяния, – объяснил архиепископ. – Но её не бывает без веры, даже если это вера не в Бога, а в присущую людям доброту или в то, что жизнь сама выведет нас на правильный путь. Надежду также подпитывают отношения с людьми и чувство общности — неважно, со знакомыми людьми или с теми, кто страдал за человечество до нас, – Ганди, Кинг, Мандела и многие другие. Отчаяние заставляет погружаться в себя. Надежда бросает в объятия таких же, как мы.»
Доверие Vs. Одиночество
«Только любовь и доброта приносят счастье. Только они наделяют нас силой и уверенностью, укрощают страхи, учат доверию, а уж оно помогает завязать дружеские отношения. Мы общественные животные, сотрудничество необходимо нам для выживания, но без доверия не может быть сотрудничества. Доверие объединяет отдельных людей и целые нации. Развивая в себе великодушие и способность сопереживать, мы создаем вокруг более позитивную и дружелюбную атмосферу, начинаем повсюду видеть друзей. Если же мы полны страха и недоверия, люди будут держаться от нас на расстоянии. У них тоже возникнет желание осторожничать, быть подозрительными и недоверчивыми. А за этим придет одиночество.»
Тренировка духа
«– Дух как мышцы, – заключил он. – Если хотите поддерживать их тонус, нужно давать мышцам сопротивление. Тогда физическая сила будет увеличиваться. Нельзя укрепить мышцы, не нагружая их. Нереально увеличить объем грудной клетки, сидя неподвижно: придется взобраться на гору. Всегда приходится идти, скажем так, против своей природы. Естественное желание человека – в покое оставаться на месте. Но если вы будете потворствовать этому желанию и превратитесь в диванную собачку, на вас это скажется отрицательно. Что хорошо для физического тела, как ни удивительно, хорошо и для духовного развития. Когда нашу доброту испытывают, мы становимся только добрее.»
Принятие как лекарство от стресса
«Принятие показывает всю бессмысленность борьбы с течением повседневности. Далай‑лама объяснял, что причиной стресса и беспокойства становятся наши ожидания. Мы думаем, что жизнь должна быть такой‑то и такой‑то. Но как только мы признаем, что жизнь такая, какая есть, и не обязана соответствовать нашим ожиданиям, тут же движение по жизненному пути становится более гладким.»
Сострадание, которое делает нас и мир лучше
«Озабоченность судьбой окружающих — очень ценное качество. Человеческий мозг устроен уникально, но он причиняет нам много страданий, потому что мы все время думаем: я, я, я. Чем больше мы думаем о себе, тем больше страдаем. Самое удивительное, если мы начинаем задумываться, как облегчить чужие страдания, нам тоже становится легче. В этом истинный секрет счастья. Сострадание — очень практичный навык. По сути, сочувствовать окружающим очень разумно.»
«Разница между эмпатией и состраданием заключается в том, что в первом случае мы всего лишь испытываем те же эмоции, что и объект эмпатии. Сострадание — гораздо более активная позиция; сострадая, мы действительно желаем добра. Далай‑лама хорошо объяснил эту разницу: если мы видим, что человека придавило камнем, то не станем забираться под камень, чтобы понять чувства этого человека. Наша задача — убрать камень.»